Энергоэффективность по-министерски (Журнал «Мир климата» №65)

Письмо 1
Письмо 1

В дирекцию АПИК часто поступают вопросы: почему в России нет собственного производства кондиционеров? неужели российские бизнесмены не хотели бы выпускать кондиционеры у себя в стране? кого надо наказать (посадить) за многократно завышенные цены на кондиционеры летом 2010 года?

Прежде чем ответить на эти вопросы, мы хотели бы рассказать о собственной попытке организовать диалог между климатическим и холодильным бизнесом и чиновниками министерства, прямой задачей которого является «развитие промышленности и торговли, а также науки и техники в интересах обороны и безопасности страны».

История вопроса

23 ноября 2009 года Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым был подписан Федеральный закон № 261 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Цель закона — снизить энергопотребление и повсеместно внедрить энергетически эффективное оборудование. Предполагалось, что он защитит нашу страну от превращения в свалку дешевой, но неэффективной продукции, эксплуатация которой разорительна как для обычных граждан, так и для крупных предприятий. Он также должен был способствовать сбережению ресурсов России и распространению культуры использования энергоэффективной продукции, когда в расчет берется не цена товара, а стоимость его жизненного цикла.

Однако, как часто бывает в нашей стране, закон приняли, а подумать о том, кто и как его будет реализовывать, забыли. Первой в конце июля 2010 года забила тревогу Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК).

В соответствии с упомянутым законом с 1 января 2011 года каждая модель бытового устройства (до 12 кВт) должна содержать в технической документации, маркировке и этикетках информацию о классе энергетической эффективности. Это правило распространялось на многие бытовые приборы — холодильники, стиральные и посудомоечные машины, кондиционеры, электроплиты, микроволновые печи, телевизоры, электроотопительные и водонагревательные приборы, лампы. Соответствующие испытания, согласно приказу Минпромторга России № 357 от 29 апреля 2010 года, должны были проводить аккредитованные лаборатории, которых в России не было, а создать их в такие краткие сроки технически невозможно. При этом за нарушение Закона об энергосбережении, согласно статье 9.16 КоАП, полагается штраф до 150 тысяч рублей и конфискация товара.

В прессе и Интернете появились многочисленные статьи, в которых РАТЭК предрекал дефицит на рынке бытовой техники, повышение цен и возможное прекращение торговли некоторыми видами товаров. Благодаря усилиям РАТЭК и взбудораженному общественному мнению приказ был изменен и определение энергоэффективности было возложено на производителей. Казалось бы, можно вздохнуть свободно…

Причины обращения АПИК в Минпромторг

Письмо 2 Письмо 2
Письмо 2 Письмо 2
Письмо 2

Но не тут-то было. Осталась масса вопросов, решать которые, похоже, никто не собирался. Именно поэтому в Минпромторг России были направлены официальное письмо, подписанное руководителями объединившей около 100 крупнейших производителей и дистрибьюторов кондиционеров Ассоциации предприятий индустрии климата (АПИК), а также письма от представительств таких крупных компаний, как Daikin Europe N. V., Fujitsu General (EURO) GMBH, LG Electronics, Mitsubishi Electric и Mitsubishi Heavy Industries, LTD.

Мы проинформировали министерство, что классификация кондиционерного оборудования содержит ряд неточностей, а также задали ряд вопросов, среди которых были такие:

  • что такое маркировка, как она должна выглядеть и что в точности должна содержать;
  • почему не определены условия, согласно которым должны проводиться измерения? Это позволит производителям присвоить высший класс энергоэффективности любому своему продукту, проведя тесты так, чтобы наилучший результат был гарантирован;
  • как быть с системами кондиционирования, в которых к одному и тому же наружному блоку можно подключить один или несколько внутренних блоков, отличающихся по типу и по производительности. Ведь энергоэффективность таких систем зависит от конфигурации. Число же этих конфигураций может измеряться десятками, и определить заранее при поставке оборудования в какой комбинации будут использоваться блоки кондиционера, просто невозможно.

Мы сообщили, что реализация Федерального закона № 261 ФЗ в его настоящей редакции может ввести потребителей в заблуждение относительно энергоэффективности конкретных систем кондиционирования, попросили рассмотреть вопрос о возможности отмены маркировки кондиционерного оборудования, имеющего два и более внутренних блоков, и выразили готовность к сотрудничеству для решения возникших проблем (_см. письмо 1_).

В письмах производителей высказывались обо­снованные сомнения, что этот закон сможет достичь своей цели (_см. письмо 2_). Ведь в Евросоюзе маркировка по классам энергоэффективности наносится только на изделия, выставленные в магазине в качестве образцов. Потребителю нужна информация ДО того, как он выбрал технику. ПОСЛЕ покупки она ему не нужна. Она не несет ничего, кроме увеличения стоимости товара и дополнительного негативного воздействия на окружающую среду, связанного с производством и утилизацией огромного количества наклеек с уже бесполезной информацией.

Поскольку нас заранее предупредили, что уважаемое Министерство по внутренним причинам не настроено на диалог, копии писем были направлены заместителю Председателя Правительства Российской Федерации И. И. Сечину.

Казуистическая эквилибристика, или отдай 1,5 миллиона евро

Письмо 3Письмо 3
Письмо 3
Письмо 3

Письма были получены. Первоначально с нами были вежливы — видимо, сказалось то, что вопрос был взят на контроль Аппаратом Правительства. Уже в конце ноября (письма были отправлены 1 ноября 2010 года) мы получили по электронной почте от закрепленного за нашим обращением сотрудника Минпромторга России текст приказа № 768 «Об утверждении Правил включения информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку и нанесения этой информации на его этикетку» (зарегистрировано в Минюсте России 24 ноября 2010 года № 19030). Нам переслали копии ответов в РАТЭК, где содержались пояснения, что такое этикетка и как ее использовать.

Заметим, на то, чтобы в соответствии с этими правилами изготовить и наклеить этикетки, производителям оставался 1 месяц. Наш коллега из компании Daikin Стефан Верстаппен (Stefan Verstappen) оценил такой «своевременный» подарок от Минпромторга России в 1,5 миллиона евро только применительно к своей компании: «Всем должно быть ясно, что дополнительные расходы, связанные с маркировкой оборудования по энергопотреблению, приведут к повышению цен. Но это не только потребует значительных средств. Печально то, что нанесение подобной маркировки не окажет какого-либо заметного влияния.

Чтобы полностью выполнить требования законодательства о маркировке оборудования по энергопотреблению в 2011 г., нам потребуется нанести маркировку на:

  • 85 000 наружных блоков;
  • 100 000 внутренних блоков.

Из-за определенных особенностей нашей отрасли это невозможно выполнить в рамках серийного производства (производства обслуживают всю Европу, а не только Россию). Нанесение маркировки вне серийного производства обойдется, по разным оценкам, примерно в 8 евро за наклейку.

Если эту стоимость умножить на приведенные выше количества блоков, мы получим увеличение стоимости производства на 1,5 млн евро. К полученной сумме следует также добавить налоги и норму прибыли, характерную для каналов распространения…»

Между тем сотрудники Минпромторга России перестали выходить на связь, признав напоследок по телефону, что проблема существует, но рабочую группу создавать некогда. Поочередно сотрудник АПИК и представители компании Mitsubishi Electric пытались набрать заветный номер, но для нас он больше не работал. Узнав, что в базе данных Министерства наше письмо отмечено как «закрытое», мы поняли, что никогда не получим официального ответа.

И, наверное, мы никогда бы его и не получили, если бы не прямое вмешательство уважаемого Павла Валентиновича Свистунова из Аппарата Правительства Российской Федерации (Мы искренне благодарим его за помощь!).

О счастье, о радость! Письмо, отправленное Министерством 23 декабря 2010 года, пришло к нам подарком к старому Новому году. Но лежавшие там два листа бумаги не содержали ответа ни на один наш вопрос (_см. письмо 3_).

Зато из них мы уяснили, что «при установлении вышеуказанных требований обеспечивалась имплементация (!) передового европейского опыта нормативного регулирования в данной сфере».

Бытовые кондиционеры — что это такое?

Письмо 4
Письмо 4
Письмо 4

Между тем 10 декабря 2010 года вышло Постановление Правительства Российской Федерации № 1009 «О внесении изменений в перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках». И в названном перечне появился пункт «кондиционеры бытовые, электровоздухоохладители».

Однако, что такое «кондиционеры бытовые» оставалось загадкой, расшифровки данного термина никто найти не мог. Опять полетели письма в Минпромторг России (копия — И. И. Сечину) и по рекомендации Павла Валентиновича Свистунова (еще раз огромное ему спасибо) — в Росстандарт.

В Росстандарте нашему письму от 28 декабря 2010 года присвоили входящий номер и должны были оперативно отправить во ВНИИНМАШ (федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийский НИИ стандартизации и сертификации в машиностроении», который готовит для них проекты ответов), но потеряли по дороге. Второй раз оно чудесным образом объявилось ровно через месяц, 31 января 2011 года, и наконец, начало передаваться по назначению. По телефону после долгих дискуссий выяснилось, что готового определения все-таки не существует, нам даже предложили помочь в его разработке. То есть постановление есть, но распространяется оно непонятно на что! Кстати, хотели бы выразить благодарность Антону Валерьевичу Киселеву из ВНИИНМАШа за то, что неформально отнесся к проблеме и приехал в офис АПИК на деловую встречу с исполнительным директором ассоциации и представителями Daikin и Mitsubishi Electric. Однако пока нет запроса из Росстандарта во ВНИИНМАШ — нет официального ответа (письмо потерялось по дороге). А нет ответа — каждый карающий и строго исполняющий действующее законодательство орган волен трактовать понятие «бытовые кондиционеры» по-своему со всеми вытекающими и втекающими…

Зато нас опять неожиданно порадовал Минпромторг России, видимо, им надоели звонки из Аппарата Правительства Российской Федерации. В письме № 05–108 от 17 декабря 2011 (!) года представители министерства назидательно разъяснили нам, что согласно п. 3.104 ГОСТ Р 52161.2.40–2008 кондиционер — это «прибор, размещенный в одном корпусе или корпусах, предназначенный для кондиционирования воздуха в закрытом пространстве, комнате или зоне. В его состав входит электрическая охлаждающая система, предназначенная для охлаждения и, возможно, для осушения воздуха. Он может иметь средства для нагрева, циркуляции, очистки и увлажнения воздуха».

Приятно, что нам объяснили, что такое кондиционер. Но мы спрашивали не об этом, мы интересовались, что такое «бытовые кондиционеры»! Представьте, что на вопрос иностранца, что такое Российская Федерация, чиновник ответит, что Федерация (лат. foederatio — «объединение», «союз») — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определенной политической самостоятельностью.

Вместо заключения

Мы хотели бы сказать уважаемым чиновникам из Минпромторга России и других вовлеченных в данный процесс федеральных органов исполнительной власти, что, несмотря на все произошедшее, мы по-прежнему любим их, ждем, верим и готовы помогать в решении проблем нашей отрасли. Мы не хотим повторения ситуации, сложившейся на рынке кондиционеров летом 2010 года. А хотим мы, чтобы российский потребитель получал энергоэффективное оборудование, за которое ему не надо будет платить втридорога. Чтобы российский бизнес вкладывал деньги в постройку заводов на территории России, а не на территории других государств. И еще — чтобы в уважаемом министерстве поняли, почему в России до сих пор нет собственного производства кондиционеров.

Статья подготовлена дирекцией АПИК при участии крупнейших производителей и дистрибьюторов климатического оборудования