Лето-2010: впечатления Алексея Шаблий, генерального директора компании «Черброк» (Журнал «Мир климата» №62)

Пожалуйста, расскажите про общий объем сектора климатического оборудования? И его динамику с учетом этого лета?

Еще рано подводить итоги, но общий объем продаж сплит-систем в России я бы оценил в пределах примерно 1 млн. комплектов.

Обычно, начиная с середины, к концу июля спрос значительно снижается. Сейчас август, а спрос только растет и продажи практически прекратились из-за отсутствия оборудования. В середине сентября бывает маленький всплеск спроса, т.к. многие возвращаются из отпусков и, либо осуществляют свои планы по покупке кондиционеров, либо принимают такое решение, ощутив комфорт кондиционированного номера на жарком курорте. В этом сентябре я надеюсь на повышенный спрос, т.к. он подготовлен жарой, да и очередь на установку оборудования- до конца августа.

По этой же причине мы ожидаем опережающего спроса и, соответственно раннего начала сезона в 2011 г. в отличие от текущего года, когда сезон сильно задержался из-за осторожности дилеров и конечных покупателей.

Пожалуйста, расскажите вкратце о методах, применяемых для оценки спроса на продукцию? Для кондиционеров методики чем-то отличаются? (скажем, могла ли подобная ситуация повториться с другим видом техники?)

В стабильной экономической и климатической ситуации нашей компанией в основном применялся принцип потенциального роста рынка в среднем на 25-30% в год. Часто этот уровень большинством компаний превышался. Я имею в виду продажи известных торговых марок крупными поставщиками. При успешном продвижении новых брендов темпы роста обычно выше.

С учетом этих планов мы стараемся стимулировать увеличение количества потенциальных покупателей посредством рекламы и через дилерскую сеть. С другой стороны мы наблюдаем экстенсивный рост спроса. Чем больше продается кондиционеров, тем меньше вопросов, можно ли без них обойтись? Сейчас это обыкновенный аксессуар комфорта, почти как телевизор или микроволновка.

Не думаю, что методика чем-то принципиально отличается от других сезонных товаров. Более того, подобная ситуация наблюдается с прохладительными напитками. Особенно в Подмосковье. Их не хватает.

С импортными товарами, конечно, сложнее из-за большей зависимости от сроков производства, доставки и довольно частых и, порой непредсказуемых, изменений в правилах внешнеэкономической деятельности.

Недавно все сообщество поставщиков бытовой техники и кондиционеров в частности было в шоке от принятия закона о том, что с 1 января 2011 года вся техника должна иметь маркировку и сертификат энергоэффективности. Ни критериев оценки, ни уполномоченных лабораторий назначено не было. В настоящий момент процесс этой сертификации, вроде бы переведен государственными органами в боле реальное для исполнения русло. В противном случае дефицит кондиционеров в этом году обернулся бы их практическим отсутствием в следующем. Трудно было бы порадовать себя и покупкой новой бытовой техники к Новому году. Ну не возможно заказать, произвести и доставить товар из Китая за неделю…

После падения объемов продаж в 2009 г. на 40-45% по сравнению с 2008 г. на 2010 г. ставилась задача максимально приблизиться к объемам 2008 г. и это, похоже, удастся сделать.

На Ваш взгляд, с чем связан текущий недостаток предложения в самом недорогом массовом сегменте? В чем причина столь бурного роста цен? Можно ли утверждать, что как только произойдет смена погоды, спрос на климатическую технику мгновенно сократится?

На сегодняшний день недостаток предложения присутствует во всем спектре бытовых и полупромышленных кондиционеров не зависимо от класса и холодопроизводительности. Первая причина этого, конечно аномальная жара и соответствующий спрос. Поставщики кондиционеров не могли этого предвидеть. Связан дефицит и с тем, что основные заказы на производство и поставки кондиционеров на следующий год должны быть завершены дистрибьюторами максимум до середины осени текущего года. Несмотря на признаки улучшения экономической ситуации в 2009 г., поставщики заказали меньшее количество оборудования, чем к сезону 2008 г. Такая осторожность подкреплялась отсутствием ясности с правилами ввоза кондиционеров, содержащих фреон R22 в ЕЭС и в Россию, а так же неопределенностью в области новых таможенных правил. Например, по причине довольно неожиданного решения Финляндии запретить транзит R22, многие поставщики были вынуждены в срочном порядке перенаправлять огромное количество контейнеров в Российские порты, что привело к задержкам поставок и увеличению себестоимости кондиционеров.

Помимо откровенной спекуляции и острого дефицита, рост цен в значительной степени связан с тем, что недорогие модели распроданы уже давно и следом пошли более дорогие кондиционеры, инверторные, например. Из-за отсутствия 2-2,5 кВт моделей устанавливаются более дорогие 3,5 кВт модели. Сейчас спрашивают хоть какой-нибудь кондиционер, пошла в ход даже не кондиция.

Можно с уверенностью сказать, что так оно и будет. Это происходит каждый год, только масштабы пропорциональны температуре воздуха. В начале-середине сентября придут новые партии кондиционеров, жара уменьшится и ситуация стабилизируется. Кондиционеры будут продаваться по разумным ценам. Я призываю сограждан готовить телегу зимой. Давно ведь все привыкли, что даже в самом недорогом импортном автомобиле есть кондиционер. Зачем лишать себя комфорта в собственном доме или офисе? Сейчас это удовольствие может быть и недорогим.

Оправдан ли шаг ФАС по возбуждению дела о росте цен на климатическое оборудование?

На мой взгляд, у ФАС нет законных оснований предпринимать какие-либо меры по регулированию цен на климатическое оборудование. В нашем бизнесе не возможен ценовой сговор или создание искусственного дефицита по совершенно очевидным причинам.

  • Отсутствие естественной монополии и жесткая конкуренция.
  • Огромное количество торговых марок, поставщиков, дистрибьюторов и монтажных организаций, стремящихся поскорее распродать сезонный товар и минимизировать складской запас к осени.
  • В норме сезон повышенного спроса на бытовые кондиционеры заканчивается в лучшем случае в конце июля.

Кроме того, по указанным выше причинам, цены у основных дистрибьюторов поднялись всего на 5-7% при изначально не высокой прибыли, чтобы компенсировать переработки сотрудников. Это повышение практически совпало с тем, что складские запасы на сегодняшний день закончились.

Цена кондиционера складывается из стоимости оборудования, расходных материалов и монтажных работ. Так вот, в ряде случаев стоимость монтажа значительно превышает стоимость среднего кондиционера. У основных дистрибьюторов это не так, но и очередь на монтаж до середины сентября, а тысячами «диких» монтажных бригад, устанавливающих безумные цены за более срочный монтаж, ФАС вряд ли захочет, да и будет в состоянии заниматься.

Генеральный директор
компании «Черброк»
Алексей Шаблий