Лето-2010: впечатления Владимира Мурашко, генерального директора компании «ЕВРОКЛИМАТ-РЕГИОН» (Журнал «Мир климата» №62)

Самые краткие впечатления о кондиционерном сезоне-2010: чрезвычайно сложный и нервный, жаркий и затяжной.

Год начался полной неразберихой, связанной с новыми правилами ввоза кондиционеров на фреоне R22. Причём ситуацию усугубляло то, что большая часть планового завоза на 2010 год включала именно такое оборудование. Сейчас уже конец лета, но до сих пор нет полной ясности в вопросе перспективы ввоза кондиционеров на R22 в следующем году. Противоречива информация даже из официальных источников. В этой связи теперь мы заказывать оборудование только на озонобезопасном фреоне.

Как повлияла на кондиционерный бизнес погода в центральной части России, рассказывать ни продавцам, ни покупателям не надо. Уже в августе мы превзошли объёмы продаж наиболее успешного для нас 2007 года. Сезон 2010 мы отработали стабильно, наши партнеры отмечают бесперебойность поставок оборудования. Дефицит на самые ходовые модели GREE появился только в середине августа, а уже в первых числах сентября поставки этого оборудования опять возобновились.

Скажется ли ажиотажный спрос на кондиционеры этим летом на продажах в 2011 году? Конечно! Теперь продавцам станет легче убеждать потенциальных заказчиков в том, что покупать кондиционер надо до наступления лета, на всякий случай: «А вдруг опять жара!».

Что касается перспектив, стало очевидно, что заканчиваются времена, когда кондиционеры стоили дешевле мобильных телефонов, наступает переломный момент. Если рост розничных цен в 2010 году был обусловлен летним дефицитом, то у роста цен на кондиционеры 2011 года причины новые. Анализируя «сигналы» рынка, мы видим, что время когда «китайское – значит дешевое» уже в следующем году может закончиться, высокотехнологичные китайские товары дорожают. Первые «сигналы» уже прозвучали: забастовки рабочих, требующих повышения заработной платы, на китайских автосборочных производствах; вновь дорожает юань; растут цены на медь и другие материалы, используемые при производстве кондиционеров.

Среди других важных для отрасли трендов можно назвать увеличение доли энергоэффективных инверторных кондиционеров и массовый переход дистрибьюторов на поставки кондиционеров, использующих фреон R410. Правда, скорее всего, скоро мы узнаем, что и этот фреон тоже не так уж хорош, теперь уже по воздействию на парниковый эффект, и что ему на замену придут новые хладагенты, например, «Genetron Performax LT» или какой другой. Это станет началом уже следующего этапа по переоснащению и модернизации всей мировой холодильной, а заодно и кондиционерной, отрасли.

Еще один тренд: на рынке кондиционеров помимо профессиональных климатических компаний и торговых сетей появился и расширяет свое присутствие третий игрок — это интернет-магазины. Это очень привлекательный для потребителей формат, однако, многие из этих интернет-площадок не в состоянии обеспечить квалифицированный монтаж кондиционеров, производить сервисное обслуживание, нести гарантийные обязательства. Поэтому нашей профессиональной ассоциации АПИК стоит вести активную разъяснительную работу в этом направлении.

Генеральный директор
Компании ЕВРОКЛИМАТ-РЕГИОН
Владимир Мурашко