Мировое соглашение – пример работы СРО (Журнал «Мир климата» №88)

Как известно, свидетельство о допуске, которое получают вступившие в СРО компании, дает право не только на выполнение проектных, монтажных или иных работ, но и защищает компанию от множества проблем и спорных ситуаций, с которыми зачастую приходится иметь дело. Пример такой защиты — случай из практики СРО НП «ИСЗС–Монтаж», о котором журналу «МИР КЛИМАТА» рассказала Светлана Ивакина, президент группы компаний «Гамма».

— Светлана, расскажите, что явилось причиной обращения в СРО НП «ИСЗС–Монтаж».

— Группа компаний «Гамма», которую я возглавляю, занимается проектированием, монтажом и сервисным обслуживанием инженерных сетей. Для выполнения всех видов работ у нас есть необходимые разрешения и свидетельства, а также персонал, который на постоянной основе повышает свою квалификацию. Это позволяет нам создавать инженерные сети для зданий различного назначения.

Один из наших проектов был связан с созданием системы кондиционирования для складского комплекса группы компаний «Формат» в селе Давыдово, недалеко от города Истры Московской области. На складе хранились медицинские препараты для больных раком. Проект предусматривал довольно жесткие требования к воздухообмену, температуре и влажности внутри складского комплекса. Для обеспечения требуемых Параметров микроклимата были спроектированы и смонтированы приточные установки с секцией охлаждения. Фреоновые воздухоохладители работали в связке с компрессорно-конденсаторными блоками (ККБ), расположенными на кровле здания.

После монтажа оборудование было успешно запущено в эксплуатацию, однако в июне 2010 года четыре ККБ вышли из строя. Наша сервисная бригада установила, что авария вызвана пробоем обмоток компрессора, но окончательный «диагноз» собственными силами поставить мы не могли, поскольку самостоятельно вскрывать компрессоры запрещено по условиям гарантии.

Очевидный шаг в данной ситуации — обращение к производителю с просьбой о выезде на объект и проведении диагностики. Однако от производителя был получен отказ. Речь шла об оплате выездов, занятости специалистов, отсутствии оснований для их привлечения. Не обошлось и без традиционных слов о некачественном монтаже. Впоследствии версия некачественного монтажа стала основной, причем заочно, ведь осмотр смонтированного оборудования так и не был произведен.

Ситуация заходила в тупик: наступали жаркие летние дни, продукция на складе портилась, холодильное оборудование не работало, а производитель и не думал проводить диагностику.

— То, что Вы не могли определить причину аварии своими силами, вполне объяснимо. А отказ от выезда сервисной бригады со стороны производителя выглядит несколько странно. Кто-то же должен был дать качественную оценку выполненным работам и сделать заключение о причине поломки?

Мировое соглашение – пример работы СРО — Да, все верно. Тут еще накладывались второстепенные факторы: в это время происходил процесс поглощения производителя наших ККБ более крупной компанией, которая, как и следовало ожидать, не стремилась отвечать на поступающие претензии.

Именно в этой ситуации я обратилась в СРО НП «ИСЗС–Монтаж», где в свое время моя компания получала свидетельство о допуске. Приятно отметить, что на мою просьбу сразу же откликнулись. И после коллегиального обсуждения было решено провести независимую экспертизу.

— То есть дело сразу же сдвинулось с мертвой точки?

— И не просто сдвинулось! Коллеги из СРО НП «ИСЗС–Монтаж» посоветовали, где заказать экспертизу, чтобы ее провели максимально качественно и профессионально. К слову, мне приходилось ранее иметь дело с экспертными заключениями. Они представляли собой документы, состоящие из нескольких листов, где приводились данные об аварии и предполагаемой причине выхода оборудования из строя. При этом я хочу обратить внимание на то, что вывод о причине делался без сложных причинно-следственных связей.

В нашей же ситуации мы получили объемный документ, подробно и полно описывающий ситуацию, которая предшествовала аварии, и обоснование вердикта. Итогом экспертизы стало заключение, что причиной поломки явился гидравлический удар жидкого фреона в компрессоре из-за несработавшей системы электронного ТРВ, который не закрылся при выключении приточной установки.

— С таким заключением, я полагаю, можно было смело идти к производителю.

— Именно так мы и поступили. И здесь я хочу отдать должное профессионализму специалистов СРО НП «ИСЗС–Монтаж», которые помогли найти в буквальном смысле мировое соглашение в непростой ситуации.

— В чем заключалось это соглашение? И, что не менее важно, каким путем Вы пришли именно к такому соглашению?

— Было проведено четырехстороннее совещание, приняли участие представители нашей организации, СРО НП «ИСЗС–Монтаж», заказчика и производителя. При вступлении в СРО мы проходили процедуру страхования рисков. И коллеги из СРО помогли правильно воспользоваться этой страховкой.

В итоге страховая компания оплатила новые компрессоры для сломавшихся ККБ и весь комплект мобильных кондиционеров, закупленных заказчиком с целью временного охлаждения склада.

— Да, но, получив новое оборудование, Вы не получали гарантию, что ситуация не повторится, т.е. что оборудование вновь не выйдет из строя по какой-либо технической причине, а производитель не сошлется на некачественный монтаж.

— Действительно, такая опасность была, и она была открыто озвучена на совещании. Мы проговаривали различные варианты развития ситуации. В конечном итоге представители СРО НП «ИСЗС–Монтаж» настояли, чтобы новые компрессоры монтировались силами производителя. Это позволило получить годовую гарантию не только на оборудование, но и на работы.

Таким образом, производитель оказывал услугу «под ключ» и нес полную ответственность за ремонтно-восстановительные работы.

— Вы действительно считаете, что найденное решение явилось наилучшим для вас?

— Дело не только во мне или в моей компании. Решение устроило абсолютно всех участников конфликта. И это очень важно, ведь удовлетворить всех участников спора в принципе очень сложно, а уж когда в конфликте насчитывается четыре стороны, достичь договоренностей зачастую просто невозможно. Тем более в такие сроки!

— Месяца три-четыре?

— Что вы! Всего полтора месяца. И это полный цикл решения проблемы, включая две недели на поставку новых компрессоров и неделю на монтаж оборудования. Авария случилась в середине июня, а в начале августа уже все работало.

Кстати, отмечу, что все компрессорно-конденсаторные блоки, как установленные нами изначально в процессе строительнуо-монтажных работ, так и отремонтированные силами компании-производителя, без аварий работают по сей день.

— Интересно, а какие выводы Вы сделали на тот момент для себя? Как оцениваете ту ситуацию сейчас? Какие советы могли бы дать нашим читателям?

— Вы знаете, на все три вопроса можно дать один ответ. Пользуйтесь услугами проверенных компаний, знающих рынок, знающих особенности российского менталитета, качественно и профессионально выполняющих свое дело и защищающих своих клиентов. Для меня такой организацией стала СРО НП «ИСЗС–Монтаж», с которой мы дружим по сей день, помогая друг другу.

Интервью проводил
Юрий Хомутский, редактор журнала «МИР КЛИМАТА»