Кондиционер уже стал необходимостью

Интервью Исполнительного Директора АПИК Кузина Д.Л. газете "Экстра М"

Дмитрий Леонидович, какую страну называют родиной кондиционера? И кто сейчас задает тон? (ведущая беседы)

– В 1902 году американский инженер Уиллис Керриер собрал холодильную машину для типографии Бруклина в Нью-Йорке. Сегодня фирма «Керриер» – одна из ведущих по производству кондиционеров. Если говорить о нашем рынке, то с самого начала были широко представлены японские бренды, и хотя сейчас все больше появляется техники из Кореи, Китая, но законодателями мод я бы назвал японцев.

На дизайн кондиционеров есть мода? (Игорь, фотограф)

– Идет борьба за покупателя, в том числе и с помощью дизайна. Дизайн оборудования приспосабливают под интерьер, уменьшают габариты. А, например, корейские LG и израильские Electra делают внутренние блоки со сменными разноцветными панелями. Но это не главное. Главное – повышение качества воздуха внутри помещения. И вводятся все новые функции: дополнительно подается кислород в помещение, контролируется уровень углекислоты, производится ионизация и ультрафиолетовая обработка воздуха, снижается шум. Есть различные фильтры – даже с содержанием витаминов.

Как развивался климатический рынок в России? (Владимир Васильевич)

– Первые бытовые кондиционеры появились у нас в 1994 году. Покупали их очень богатые люди и, как правило, крупные финансовые структуры. Кондиционеры были в основном японские. Потом появились американские, а затем европейские, израильские и корейские. Но дефолт резко изменил структура рынка. На место крупных банков пришли мелкие и средние заказчики из торговли и «реального сектора» экономики. Стало больше продаваться промышленных и полупромышленных моделей и дешевой бытовой техники. Этапным для частных покупателей стал 1999 год, когда у нас появились корейские кондиционеры, которые резко сбили цены. Оживилось жилищное строительство, и рынок бытовых кондиционеров стал бурно расти. Сейчас большинство потребителей составляют по-прежнему корпоративные клиенты, но стабильно увеличивается спрос в секторе элитного, а в последнее время, и типового жилья.

У нас в офисе старый кондиционер, и девочки жалуются: ком в горле образуется, не болит, но … Это от кондиционера? (Елена Трегубова)

– От кондиционера, конечно, можно простудиться. А вот про ком в горле я первый раз слышу, ей-богу… Там есть шторки, надо их сориентировать – пусть воздушный поток идет в потолок. Желательно также проверить состояние фильтра внутреннего блока – его надо просто вынуть и промыть водой.

Слышала, что главное в кондиционере – монтаж. Это так? (Алексей, «Войковская»)

– От правильности монтажа и эксплуатации на 80% зависит исправность и срок работы кондиционера. Тут важно правильно выбрать фирму, которая его вам продаст, установит и будет обслуживать. В серьезных фирмах – квалифицированный персонал, дорогой инструмент. Это не три человека с перфоратором, которые предлагают вам бесплатную установку кондиционера и пожизненную на него гарантию. Это серьезные люди, и их работа стоит денег. Можно самый дорогой кондиционер смонтировать так, что на другой день он выйдет из строя.

Потребитель может пожаловаться АПИК на фирму? (ведущая беседы)

– Может. На фирму – члена АПИК. Пока таких прецедентов, правда, не было… АПИК – это ассоциация бизнесменов, призванная решать проблемы российского рынка климатического оборудования. У нас хорошие контакты с Ростестом, Центром Госсанэпиднадзора г.Москвы, с Конфедерацией обществ защиты потребителей, с аналогичными профессиональными союзами. АПИК координирует действия своих компаний, борется с проявлениями демпинга, «дикой» конкуренции». И главное – защищает интересы как своих членов, так и потребителей. А интересы, как ни странно, во многом совпадают… Большая проблема – это сервисное обслуживание так называемых «массовых» или «народных» моделей от корейских и китайских производителей. Для тех, кто приобрел кондиционеры не в специализированных фирмах, а где-то еще, обслуживание такого оборудования становится «головной болью». Фирмы-однодневки, равно как и некоторые крупные торговые центры, торгующие бытовой техникой, норовят продать товар и тут же о нем забыть. Плюс к тому, зачастую покупателю кондиционера вручают типовой гарантийный талон с печатью – как на миксер или телевизор. А монтаж? А сервис? Хорошо, установили кондиционер, но потом возникли проблемы – человек идет на фирму, а ее уже и нет. Идет на фирменный сервисный центр, а там ему говорят: привозите, посмотрим. А как? Это же не утюг – взял и привез… В профильных климатических фирмах все по-другому. К вам приехали, посмотрели, сделали проект, подобрали технику, смонтировали ее и дали гарантию (как правило, на год). Если в течение года что-то сломалось, приходит специалист и бесплатно чинит. А еще вы с этой же фирмой заключаете договор на сервисное обслуживание оборудования, и к вам время от времени приходит человек и устраняет проблемы. Вы ему говорите: «У нас ком в горле». Он: «Сделаем!» И делает! Согласитесь, что это уже другой уровень услуг…

Зарубежные производители заинтересованы в контактах с Ассоциацией? ( Алексей, предприниматель)

– Контакты есть. Прежде всего в плане оценок перспектив рынка, потому что мы для них – более объективный источник, чем их российские дилеры, у которых есть свои интересы. Иностранцы во многом полагаются на нашу информацию. Так, в самом авторитетном японском журнале по нашей тематике Jarn постоянно появляются ссылки на данные АПИК. Это приятно. Мы заявляем, что у нас есть климатический рынок, и с нами надо считаться. Кстати, информацию по рынку климатической техники можно найти в нашем журнале «Мир климата» и на сайте www.apic.ru .

И какие проблемы на этом рынке? (И.Курдюмов, главный редактор «Экстры М»)

– Первое: сезонность. Да, типовое жилье все больше оснащается кондиционерами, но человек со средним достатком подумает: купить ли ему кондиционер, если на дворе летом +15 градусов. Второе: незащищенность наших фирм и потребителей перед производителями. Но наш климатический рынок перспективен: люди все больше осознают, что кондиционер – предмет необходимости. Сколько у нас сердечников, астматиков! Третье: нехватка запчастей и квалифицированного персонала. Как ни крути, а срок службы кондиционера 10 лет, и сейчас встает вопрос переоборудования парка техники, ввезенной в 95-96-х годах. Четвертое: устарела нормативная база на строительство жилья и социально значимых объектов. Почему в типовых проектах не учитывается возможность установки в доме принудительной вентиляции и систем кондиционирования? Опять, как и полвека назад, делается расчет на щели в окнах, и обычную «вытяжку». А люди ставят пластиковые окна, вентиляционные короба захламляются, а то и просто «срезаются», и человек оказывается «закупорен» в бетонной коробке без глотка свежего воздуха. Например, в Израиле при строительстве жилья в обязательном порядке на балконе предусматривают место для кондиционера, не говоря уже о современной системе вентиляции.

В 2-комнатную квартиру что посоветуете установить? (Г. Бойкова, ЦАО)

– Надо исходить из бюджета. В идеале я бы поставил пластиковые окна, приточно-вытяжную систему вентиляции, которая стоит порядка 5 тысяч долларов – с фальшпотолками, «рукавами». И парочку сплит-систем ( кондиционеров – Ред. ), которые обеспечивают приток и обработку свежего воздуха. Но это, скорее, для элитного жилья со свободной планировкой. А для типичного – можно поставить на вентиляционные отверстия в ванной, туалете и в кухне маленькие электрические вентиляторы. Заходите в туалет, включаете свет – заработал вентилятор. Они практически бесшумны и стоят копейки. И надо установить кондиционер, желательно работающий на «тепло-холод»: у нас ведь рано отключают отопление и поздно его включают. Этот «прибор-ветерок» вам поможет, особенно если есть маленькие дети.

«Капель» на головы москвичам из наружных блоков кондиционеров – это только наша проблема? Что-то в Париже я такого не видел… (Дмитрий, Черемушки)

– Я тоже не видел ( смеется ). Хорошо, что это – чистая вода, дренаж. Монтажной фирме надо было наступить себе на горло и эту трубку как-то спрятать: завести за сточную трубу, либо найти другое место. В том же Израиле, в Бельгии, во Франции в гостиницах и домах стоят кондиционеры (во дворе или в специальных нишах на этажах), а на фасаде их нет. У нас же из-за несовершенства все той же нормативной базы, приходится устанавливать кондиционеры там, где это возможно. В том числе и на фасадах. А как это делают иные умельцы – вы и сами видите…

Кроме работы чем увлекаетесь? Как отдыхаете? (Мария)

– Люблю готовить – все абсолютно. Читать люблю – все подряд. Из последнего – Александр Бушков «Россия, которой не было» – исторические версии, загадки, гипотезы. Господина Куприна недавно с удовольствием перечитал. С детства увлекаюсь фотографией – сегодня ощущаешь себя «белым человеком», когда снимаешь «на цифру», потом загоняешь в компьютер, обрабатываешь и дома же все это печатаешь – и никаких темных комнат с красными лампами! На рыбалку могу съездить, хотя не делаю из нее культа. Как-то меня вытащили коллеги под Норильск в тайгу. Озеро там огромное, вода чистейшая, в нем – голец, таймень, хариус! Пару гольцов вытащил… Играть толком ни во что не умею, но все организую – я как «человек-оркестр». Пятый раз в сентябре будем проводить корпоративный турнир по боулингу «Золотой сплит». Как-то спонтанно родилась идея проводить корпоративные мероприятия, чтобы дать руководителям возможность пообщаться в неформальной обстановке. Проводили и соревнования по пейнтболу, понравилось. И что интересно: самом метким стрелком у нас была женщина… А сейчас готовим выставку «Мир климата» в Экспоцентре.

Какая техника стоит у вас дома? ( Матвеева Анна, менеджер)

– Кондиционеры и воздухоочистители «Дайкин». Воздухоочиститель – это такой ящик, чуть меньше компьютерного блока, который ставишь на пол или вешаешь на стену, включаешь в розетку – и никаких запахов, пыльцы, табачного дыма и даже микробов! Если в доме есть собака, то он уберет специфический запах. Моя жена аллергик, а у нас живет рыжий персидский кот Кузя…

…Кузя Кузин? (ведущая беседы)

– Именно так! Уже ему семь лет, замечательная животина, дает ощущение дома, на некоторые вещи с его помощью по-другому смотришь… Так вот, у жены на Кузю нет аллергии, может быть, как раз потому, что пользуемся очистителем воздуха…