Цена остатков (Журнал «Мир климата» №23)

В том, что остатки, вопреки народной пословице, не всегда сладки, кондиционерный рынок убедился минувшей осенью. Из-за холодного лета, продажи оказались существенно меньше, чем планировалось. Причем, часть техники так и осталась лежать в Европе. Другая — была растаможена и легла на российские склады. В особенно тяжелом положении оказались торговые дома, основной клиент которых — частник наиболее чувствителен к капризам погоды. Складские запасы оказались у них практически равны объему продаж. У специализированных фирм ситуация намного оптимистичнее, причем чем крупнее фирма, тем лучше ситуация с остатками (таблица 1).

Поставщик Остаток в % к продажам Остаток в % к завозу
Крупные фирмы* 38% 32%
Средние фирмы* 59% 45%
Небольшие фирмы* 83% 58%
Торговые дома 99% 59%
В целом по рынку 57% 43%

Таблица 1. * К крупным отнесены фирмы с годовыми продажами более 10000 сплит-систем; к небольшим — менее 2000 сплит-систем; остальные — к средним. Учитывались продажи 2003 года

В связи с этим, встает один принципиальный вопрос: какая величина остатка является нормальной? По этому поводу можно высказать несколько соображений.

Во-первых, величина оптимального остатка, с которым фирма уходит в зиму определяется профилем поставщика. Для типичного торгового дома в идеале нужно «обнулить» склад (что в реальности практически недостижимо), а серьезная специализированная компания должна оставить в зиму порядка 25% от годового объема продаж.

Во-вторых, чем больше объем продаж по конкретному бренду, тем меньше в процентном отношении должен быть запас. Например, если фирма продает 30000 сплит-систем одного бренда, с широким ассортиментом, то уходя в зиму, она может иметь на складе порядка 4000–5000 сплитов. Если же она работает по четырем брендам в равном объеме, размер нормального остатка увеличится до 7000–8000 штук.

В-третьих, у небольших фирм размер остатка заведомо больше 25% от объема продаж, так как по бренду с широкой линейкой для успешного занятия дистрибуцией необходимо иметь на складе как минимум 600–700 «сплитов» (а лучше 1000–1500). Если завозятся только бытовые модели, остаток может быть в районе 400–500 единиц техники.

Даже если, при завозе 1000 «сплитов» конкретной марки, поставить цель продать абсолютно все (без «слива»), порядка 20–30% составят неликвидные остатки. Например, «девятки» и «восемнадцатые» закончились, а остались «семерки», «двенадцатые» и «двадцать четвертые» модели. Имея такой складской запас, работать на оптовом рынке весьма проблематично, и, волей неволей, приходится делать новую закупку. Таким образом, небольшая специализированная фирма (с объемом продаж менее 2000 сплит-систем в год) уходя в зиму, имеет на складе порядка 30–35% от годового объема продаж, а в ряде случаев и больше.

В-четвертых, остаток — это задел на будущий год, размер которого напрямую зависит от прогнозируемых продаж. Поэтому, при растущем рынке складские остатки постоянно увеличиваются. При агрессивной сбытовой политике их размер просто обязан превышать теоретические 20–25%, которыми обычно оперируют участники рынка.

В-пятых, при выводе на рынок нового бренда, размер остатков растет быстрее, чем при работе с одним брендом. Причина — в отсутствии прошлогодних запасов. Все, что осталось по итогам сезона, идет в увеличение остатков.

И здесь следует говорить не об остатках вообще, а о «лишних» кондиционерах, оставшихся на складах. Причем стоит учесть еще один момент. Необходимо разделить «зависшие» на складах «неликвиды» и оборудование, которое может быть легко реализовано при наступлении весны. К примеру, по итогам 2002 года, когда в конце сезона рынок работал в условиях дефицита оборудования, из 93000 «сплитов», оставшихся на складах, порядка 11000 составило оборудование AKAI, большая часть которого затем перешла в 2004 год.

В результате, накануне нового сезона на рынке имеется порядка 14000 неликвидных «сплитов», включая уже упоминавшийся AKAI, а также VITEK, SCARLETT, BORK, и другие «маргинальные» OEM бренды, которые балластом легли на склады торговых домов.

Итак, подведем предварительные итоги (таблица 2).

Продавец 2002 г. 2003 г.
Торговые дома 18% 82%
Специализированные фирмы 24% 46%
Итого 23% 54%

Таблица 2. Остаток в % к продажам (без учета неликвидов)

Из таблицы видно, что проблемы с затовариванием складов испытывают в основном средние и небольшие фирмы, в то время как крупные игроки имеют небольшие излишки техники. Если же брать специализированные компании в целом их запасы к началу сезона 2004 года примерно в 1,4–1,5 раза выше необходимых.

Совершенно другая ситуация у торговых домов. Для них оптимален нулевой складской запас, однако добиться того, чтобы на складе оставалось менее 15% от объема закупок крайне сложно в силу неравномерности продаж разных моделей. В любом случае, однииз них закончатся раньше, и оптовая торговля практически встанет.

В 2003 году, в силу дефицита техники, остатки торговых домов были близки к минимально возможным (если не считать неликвидов). В 2004 году они превысили все разумные пределы. Кроме того, в конце сезона ряд торговых домов откровенно «сливал» оборудование ниже себестоимости и сумел избавиться от части запасов. Однако до конечного заказчика эта техника так и не дошла. Ее маршрут закончился на складах региональных торговых сетей, не являющихся прямыми поставщиками. То есть, с точки зрения емкости рынка, эти продажи не имеют никакого значения.

Справедливости ради надо сказать, что и ряд региональных фирм-дилеров ушел в зиму с приличными остатками оплаченной, но нераспроданной техники. Если по окончании сезона 2002 года компания с продажами до 200 сплит-систем уходила в зиму имея на складе 7–15 кондиционеров, то в этом году у многих региональных фирм с подобными объемами осталось по 20–30 сплитов, а в отдельных случаях и более. С учетом того, что количество региональных фирм ежегодно увеличивается примерно на 20%, объем оставшегося оборудования в регионах растет даже при нормальных остатках. Таким образом, в действительности, порядка 15% от объема, проданного специализированными фирмами-дистрибьюторами, так и не дошло до конечного заказчика, в то время как в предыдущем году эта цифра составила менее 5%. Эта тенденция может оказать некоторое влияние на спрос в зимние месяцы, но существенного влияния на рынок, скорее всего не окажет, если, конечно, весна не окажется рекордно холодной.

Не должны всерьез повредить рынку и объемы оставшиеся у торговых домов. По большей части — это техника LG и SAMSUNG, цена на которую уже и так близка к минимальной.

К тому же, в сезоне 2004 года дальнейшего снижения цен не ожидается в принципе. Для этого есть как минимум четыре очень веских причины.

Во-первых, в КНР в связи со вступлением страны в ВТО изменился порядок возврата НДС компаниям экспортерам. Ранее они получали назад 17% от стоимости товара, теперь только 13%, что уже в конце 2003 года привело к росту заводских цен.

Во-вторых, в начале 2003 года в среднем на 8–10% подорожали компрессоры для бытовых моделей сплит-систем. В прошлом сезоне производители не стали поднимать цены из-за боязни потерять уже подписанные контракты, однако в 2004 году это также повлияло на заводские цены.

В-третьих, в конце 2003 года выросли таможенные пошлины. При таможенной очистке товара средняя стоимость реального совокупного платежа выросла с 17000 до 25000 долларов за фуру, что резко увеличило себестоимость продукции. И, судя по всему, это еще не предел.

Ну и, наконец, четвертая причина может оказаться наиболее серьезной и далеко идущей по своим последствиям. На мировом рынке металлов происходят самые настоящие чудеса. Только за последние три месяца цена наличной меди поднялась с 1900 до 2550 долларов за тонну. Такого стремительного взлета цен на Лондонской бирже металлов (LME) никогда раньше не было. Последний раз стоимость меди достигала такого уровня летом 1997 года.

Опрос 19 ведущих аналитиков отрасли, проведенный агентством «Bloomberg», дал следующие результаты: медь, цены на которую в 2003 году подскочили на 48%, в 2004 году станет дороже еще на 18%. Никель должен прибавить в цене на треть, а алюминий — на 8%. По оценке аналитиков «Barclays Capital», цены на все базовые металлы в 2004 г. вырастут в среднем на 37%, тогда как в 2003 г. этот рост составил 17%.

Одновременно произошло серьезное увеличение цен на черные металлы. Так, горячекатаный лист толщиной 3 мм, который год назад стоил 8600 рублей за тонну, сегодня тянет на 13500 рублей. Причем это еще не предел. На недавнем совещании директоров крупнейших металлургических заводов России было объявлено, что в марте цены на сталь вырастут еще минимум на 10%.

Это уже привело к повышению цен на «расходку». Медная труба выросла в цене на 5%, а уже в марте ее стоимость увеличится еще минимум на 20–25%. В то же время, медный провод в зависимости от диаметров уже подорожал на 30–40%. Стоимость кронштейнов за последние несколько недель выросла на 20%, метизы подорожали примерно на 15%. Должны подорожать и оцинкованные воздуховоды, так как стоимость цинка за год увеличилась с 755 до 1021 долларов за тонну.

Таким образом, есть все оснавания полагать, что в 2004 году произойдет серьезное повышение цен на все расходные материалы и собственно на кондиционеры.

Исходя из этого, можно предположить, что излишки оборудования, скопившиеся на складах российских компаний, это не угроза обвала цен, а скорее демпфер, который может предотвратить их слишком резкий скачок.

Георгий Литвинчук