Обзор рынка бытовых и полупромышленных кондиционеров воздуха в 2014 году

Обзор рынка бытовых и полупромышленных кондиционеров воздуха в 2014 году

В 2014 году мировой рынок систем кондиционирования воздуха показал сравнительно небольшой рост, что связано с постепенным насыщением спроса на данный вид продукции в развивающихся странах. По оценкам JARN, общемировой объем рынка систем кондиционирования составил в 2014 году примерно 105,2 миллиона единиц оборудования, что лишь на 2,2% больше показателя предыдущего года.

Объем рынка VRF-систем по регионам В США рынки агрегатированных кондиционеров, бытовых сплит-систем и VRF-систем выросли соответственно на 8% (до 6,82 миллиона штук), на 18,2% (до 636000 штук) и на 15,6% (до 35000 штук). В Китае закрытие программ субсидирования, а также ужесточение норм и правил в строительстве привели к тому, что объем рынка систем кондиционирования вырос всего на 1,3% — до 41,7 миллиона штук. В Юго-Восточной Азии спрос на кондиционеры увеличился за год на 12,6%, составив 7,73 миллиона штук. Объем индийского рынка оценивается в 4,21 миллиона кондиционеров, рост по сравнению с 2013 годом составил 11,4%. Европейский климатический рынок все еще не восстановился после рецессии, в 2014 году его объем сократился на 10,7%. В России склады компаний, занимающихся продажей систем кондиционирования, заполнены нераспроданной техникой. Ближневосточный климатический рынок вырос по сравнению с предыдущим годом на 3,1% и достиг рекордного объема в 5,4 миллиона единиц оборудования. Климатический рынок Латинской Америки вырос в 2014 году на 4,6%. Политическая нестабильность и холодное лето привели к резкому — на 9,1% — сокращению африканского рынка систем кондиционирования. В 2014 году его объем составил 2,74 миллиона единиц оборудования.

Итоги 2014 года не дают повода для оптимистичных прогнозов. По мнению экспертов, негативные тенденции сохранятся и в 2015 году. Перемен к лучшему следует ждать не раньше второй половины 2016 года.

Прогноз объема рынка бытовых и полупромышленных кондиционеров воздуха на 2015 год

Восстановление рынка Северной Америки

Все большее распространение в США получают сплит- и мульти-сплит-системы. Высокопроизводительные энергоэффективные кондиционеры этого типа были представлены многими азиатскими производителями на проходившей в Чикаго выставке AHR Expo 2015.

VRF-системы в США позиционируются как системы кондиционирования «элитного» класса, устанавливаемые, например, в роскошных жилых комплексах. Кроме того, VRF-системы все чаще используются на объектах коммерческой недвижимости.

В стремлении обойти конкурентов и увеличить продажи в США японские производители ищут способы сократить путь от завода до конечного потребителя. Некоторые компании собирают технику, сконструированную специально для американского рынка, непосредственно в США или в соседней Мексике. Переносят производство в Северную Америку и азиатские поставщики комплектующих для кондиционеров.

Азиатский «витамин роста»

Изменения рынка кондиционеров в странах Азии Несмотря на то что в целом рост китайского климатического рынка замедлился, в некоторых его секторах наблюдается резкий подъем. Спрос на системы кондиционирования заметно вырос в городах так называемого внутреннего Китая, а также в крестьянских хозяйствах.

Прогнозы бурного роста спроса на кондиционеры в Индии оправдались не полностью, однако эта страна с населением 1,2 миллиарда человек остается довольно привлекательным и перспективным рынком.

Наибольший подъем в азиатском регионе демонстрировал климатический рынок стран Юго-Восточной Азии. Население этих стран относительно молодо и продолжает расти, увеличивается доля среднего класса, что создает идеальные условия для увеличения спроса на системы кондиционирования. Компании, выпускающие кондиционеры, прогнозируют, что в будущем объем климатического рынка Юго-Восточной Азии в несколько раз превысит размеры японского рынка, и предпринимают шаги по развитию производства и дилерских сетей в регионе.

Латинская Америка: схватка конкурентов

Огромный потенциал латиноамериканского рынка до сих пор не реализован. Первыми зарубежными производителями, пришедшими в регион, стали компании из США и Южной Кореи, целью которых стал бытовой сегмент рынка климатической техники. Пришедшие следом японские компании сконцентрировались на таких сегментах, как коммерческие системы кондиционирования, бытовые кондиционеры элитного класса и VRF-системы.

Большое количество бытовых кондиционеров поставляется в регион из Китая. За 2014 год объем этих поставок вырос на 13%. Основным конкурентным преимуществом китайской техники является цена. Чтобы удержать свои позиции на рынке, корейские производители вынуждены прикладывать значительные усилия. Китайские компании тем временем вкладывают деньги в организацию собственного производства в Латинской Америке.

Привлекательность мини-VRF

Не так давно мини-VRF-системы, в которых несколько внутренних блоков подключаются к одному компактному наружному блоку, стали сенсацией на китайском рынке. Сегодня эти устройства завоевывают США, Австралию и даже Индию. Нет никаких сомнений в том, что спрос на мини-VRF-системы в мире будет расти.

Область применения мини-VRF весьма широка — это и жилые помещения, и магазины, и небольшие офисы. Так как габариты наружных блоков этих систем невелики, а в ассортименте внутренних блоков имеются модели для скрытого монтажа за подвесным потолком (устройства канального и кассетного типов), особенно велик спрос на мини-VRF-системы для кондиционирования элитного жилья, где не приветствуется вмешательство в дизайн интерьера.

Сотрудничество производителей климатического оборудования с застройщиками ведет к росту жилых комплексов, в которых установка мини-VRF-систем предусматривается еще на уровне проекта. В зонах городской застройки мини-VRF все чаще рассматриваются в качестве замены традиционным бытовым кондиционерам.

«Интернет вещей»

Развитие информационных технологий вдохнуло новую жизнь в климатическую индустрию, сделав кондиционеры частью так называемого «Интернета вещей» — концепции, предполагающей оснащение различных объектов, например бытовых приборов, возможностью взаимодействия друг с другом и внешней средой. Сегодня многие производители заняты разработкой и продвижением «умных» кондиционеров, управляемых с помощью смартфона, и климатических систем, оснащенных датчиками, подключаемыми к Интернету.

Возможность получать и передавать информацию посредством сети «Интернет» позволяет накапливать данные, связанные с работой кондиционера, в «облачных» хранилищах. Анализ огромного массива накопленных таким образом данных поможет производителям разрабатывать все более и более совершенную технику.

Онлайн-продажи: революция в дистрибьюции

Экспорт кондиционеров воздуха из Китая Онлайн-продажи бытовых кондиционеров стали заметным явлением в Китае. Традиционно в этой стране климатическая техника продается через фирменные торговые точки и дилерские сети производителей, однако теперь их теснят розничные сети и интернет-магазины. По данным маркетинговых исследований, в 2014 году 8% от всех продаж кондиционеров в Китае были осуществлены через Интернет. В пересчете на абсолютные цифры это около 3,6 миллиона единиц оборудования.

Для увеличения объемов онлайн-продаж производители климатической техники увеличивают число шоу-румов, где потенциальные покупатели могут поближе познакомиться с предлагаемыми системами кондиционирования. При этом организация послепродажного обслуживания техники, проданной через Интернет, все еще остается проблемой, требующей решения.

Энергоэффективность прежде всего

Распределение экспорта кондиционеров воздуха из Китая по регионам в 2014 году Хронический дефицит электроэнергии приобрел глобальный характер, и увеличение энергоэффективности производимого оборудования стало главной задачей для климатической отрасли. Один из действенных способов справиться с ней — внедрение инверторной технологии.

В Европе, Австралии и Японии действуют жесткие требования к энергоэффективности оборудования, направленные на снижение энергопотребления. При этом Япония стремится распространить действие своих требований за пределы страны, заключая партнерские соглашения с государствами Юго-Восточной Азии.

Китай запустил собственную программу продвижения энергоэффективных технологий, схожую с японской программой «Top Runner». Благодаря ей в Китае резко выросло производство инверторных кондиционеров, увеличив их долю во всем мире. В 2014 году она составила 31%.

Проблема хладагента

В качестве хладагента нового поколения для бытовых и малых коммерческих кондиционеров японские компании выбрали R32. Ведущие производители не только выпускают кондиционеры на R32 для японского рынка, но и продвигают их за рубежом: в Европе, Австралии, Индии и странах Юго-Восточной Азии.

Совсем недавно ведущий китайский производитель приступил к выпуску бытовых кондиционеров, использующих в качестве хладагента пропан (R290), для продажи на внутреннем рынке.

По материалам JARN