Кондиционерный рынок. Что дальше? (Журнал «Мир климата» №95)

2015 год сложился для участников российского климатического рынка весьма непросто. Продажи в условиях кризиса существенно сократились, но самое главное — резко упала маржинальность.

Существенно обедневшее население оказалось не в состоянии платить за оборудование прежнюю долларовую цену, а снизить ее участники рынка могли исключительно за счет уменьшения собственной прибыли. Крен рынка в сторону дешевой техники хорошо виден из графика 1.

Структура российского рынка по наличию оборудования
График 1. Структура российского рынка по наличию оборудования
(импорт + остатки на начало года). Источник: Литвинчук Маркетинг.

Из графика хорошо видно, что суммарная доля японской и корейской техники достигла исторического минимума — 22%, а если считать реальные продажи, то менее 18–19%. И это при том, что в японском сегменте около 15% продаж пришлось на специальные эконом-серии Daikin.

И если импортеры еще как-то свели концы с концами, то тем, кто находится в конце сбытовой цепочки, пришлось несладко.

В непростой ситуации оказались те, кто занимается региональным оптом, не являясь импортером и не обладая существенными оборотными средствами для скупки демпинговых «лотов» не в сезон. Розница так и вовсе по сути дела перешла в руки интернет-магазинов, торговых домов и «диких бригад». Крупные специализированные компании массово ушли с рынка бытовых кондиционеров в промышленный сегмент.

При этом объем рынка сплит-систем в 2015 году оказался немного выше, чем прогнозировалось. Причин этого две. Во-первых, в целом ряде регионов лето оказалось жарким. Во-вторых, на пике сезона в мае-июне курс рубля к доллару был наиболее высоким, что упростило приобретение кондиционера.

А вот общая модель рынка оказалась верной. Поэтому прогноз на 2016 год можно строить исходя из нее. Итак, на рынке существует четыре основных сегмента.

Первый — корпоративный. В данный момент новые офисы класса «С» практически не строятся, новых кафе, ресторанов и магазинов открывается мало. В этом сегменте рынка с 2015 года доминирует замена отслужившей свой срок техники. В 2015 году продажи техники в корпоративный сегмент серьезно упали и в 2016-м не должны существенно снизиться.

Три оставшихся сегмента относятся к жилищной сфере.

Новое строительство. У людей, покупающих жилье, если это не закредитованные по самое не могу ипотечники, деньги на кондиционер обычно есть. Другое дело, видят ли они необходимость в его покупке? А это очень сильно зависит от региона. На юге в течение трех лет после сдачи новостройки на каждые 100 квартир устанавливаются около 120 кондиционеров. В Москве и области эта цифра на уровне 30, в Поволжье и центральной России — 20, на Дальнем Востоке — 15, на Урале, в Сибири и на Северо-Западе — 7.

Если посчитать количество квартир, которые сданы по регионам за последние годы, получаем следующие объемы (табл. 1):

Таблица 1 Продажи кондиционеров в новые квартиры

Регион2012 г.2013 г.2014 г.2015 г.2016 г.
Москва34 00036 00039 00047 00052 000
Волга, Центр45 00052 00056 00063 00069 000
Юг, Крым107 000132 000142 000165 000181 000
С-З, Урал, Сибирь16 00019 00020 00023 00026 000
ДВ3 0004 0004 0005 0003 000
Итого205 000243 000261 000303 000331 000

Источник: Литвинчук Маркетинг.

То есть этот сегмент будет расти в 2016 году, несмотря на кризис, и только в 2017 году случится небольшой откат назад из-за прогнозируемого уменьшения объемов жилищного строительства в 2016–2017 годах.

Замена оборудования, отслужившего свой срок, в 2016–2018 годах будет расти. Просчитать этот рынок с хорошей точностью непросто. Причина в том, что оборудование различных лет выпуска имеет различный ресурс.

Большая часть техники, выпущенной до 1998–2000 годов с промышленным «угловатым» дизайном, в российских условиях имеет ресурс 20–25 лет. То есть большая часть этих кондиционеров работает до сих пор.

На смену первым аппаратам пришли «мыльницы», которые оказались в 1,5–2 раза легче и компактнее. И их ресурс сократился до 12–15 лет.

И наконец, в 2006–2008 годах на смену «мыльницам» пришли аппараты на R  410a. Давление в системе выросло почти в 2 раза, а технология вальцованных и паяных соединений не изменилась. В итоге количество утечек увеличилось, а ресурс уменьшился до 10–12 лет.

Единственный регион, где сроки службы кондиционеров серьезно отличаются — черноморское побережье Кавказа. На кромке моря кондиционеры порой умирают от электрохимической коррозии за 2–3 сезона, а их средний срок службы — 6 лет. В Сочи, где в 2015 году строительство было практически на нулевом уровне и львиная доля продаж — замена, уровень продаж оказался на уровне 2008 года.

Таким образом, волны замены техники с разным ресурсом накладываются друг на друга. В любом случае число замен техники, установленной в жилье, будет только расти.

Продажа кондиционеров во вторичное жилье. Этот сегмент сформирован теми, кто покупает кондиционер в давно построенное жилье. Если 15–20 лет назад это были весьма обеспеченные граждане, то в 2005–2011 годах — средний класс, а после 2011 года — в основном бюджетники. Причем год от года все менее обеспеченные. Потенциал этого сегмента в 2015 году был почти исчерпан, поэтому в 2016 году дальнейшее падение этого рынка не сможет катастрофически уронить продажи.

В итоге получаем результат, отображенный на графике 2.

Структура российского рынка по наличию оборудования
График 2. Количественный прогноз продаж на 2016 год.
Источник: Литвинчук Маркетинг.
Структура российского рынка по наличию оборудования
График 3. Прогноз продаж на 2016 год в денежном выражении.
Источник: Литвинчук Маркетинг.

То есть при отсутствии катастрофического развития событий в экономике резкого падения продаж не произойдет. Гораздо опаснее другое. В конце 2015 года китайские производители в связи с падением курса юаня к доллару снизили цены на 15–17%.

С одной стороны, это позволит установить более привлекательные цены для конечных клиентов и несколько увеличить продажи, с другой — приведет к дополнительному снижению оборота. При этом у многих крупных импортеров, не грешивших повальным демпингом, накопились значительные остатки. Учитывая, что рентабельность в дистрибьюции как раз на уровне 15%, продавать залежавшуюся технику придется практически «в ноль». Поэтому с финансовой точки зрения год обещает быть очень сложным.

Георгий Литвинчук, генеральный директор «Литвинчук Маркетинг»