Решения для супермаркетов и магазинов шаговой доступности (Журнал «Мир климата» №104)

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), около трети всего продовольствия, производимого в мире, — ​примерно 1,3 миллиарда тонн в год — ​отправляется в отходы. При этом каждый девятый человек на планете страдает от голода.

Попытки решить это противоречие выявили ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться супермаркетам и магазинам шаговой доступности — ​неотъемлемой части сектора продовольственного обеспечения.

Что показала выставка

Ежегодно в феврале в Японии проводится специализированная выставка, посвященная супермаркетам. В 2017 году местом ее проведения стал выставочный центр Макухари Мессе в префектуре Тиба. В мероприятии приняли участие более 2000 компаний со всего мира.

Хотя именно на супермаркеты и магазины шаговой доступности ложится львиная доля работы по снабжению потребителей едой и напитками, они являются и основным источником пищевых отходов. Так, в продовольственных магазинах одной японской торговой сети внедрена система, автоматически блокирующая продажу товара, срок годности которого истекает через два часа или меньше. Такие продукты просто выбрасывают вместо того, чтобы продать со скидкой.

Супермаркеты, как правило, акцентируют особое внимание на свежести предлагаемых морепродуктов. Не распроданные в срок дары моря обычно выбрасываются, хотя кое-где их перерабатывают на корм для скота.

Проблемы супермаркетов

В последние годы наиболее острой проблемой для японских супермаркетов и продовольственных магазинов шаговой доступности стала нехватка персонала. Продажами и обслуживанием складов занимаются люди с частичной занятостью и временные сотрудники. Желающих работать в ночную смену крайне мало даже за большую зарплату. В такой ситуации магазины ищут выход, заменяя кассиров роботами с искусственным интеллектом.

Еще одна проблема — ​тарифы на электроэнергию. В продуктовых магазинах ее главные потребители — ​холодильники и морозильники. Ограничение их использования экономит деньги, но негативно сказывается на сохранности продуктов.

Внедрение новых технологий

Сегодня, как правило, для индивидуального управления холодильными витринами, холодильниками и морозильниками используют дистанционные системы контроля. С их помощью владельцы пытаются решить задачу снижения энергопотребления.

Одно из инновационных предложений в этой области — ​циклический (периодический) контроль температуры. Суть метода в том, что холодильники последовательно включаются и выключаются так, что в каждый момент времени работает лишь одно устройство. В ходе трехминутного цикла колебание температуры составляет 1—1,7оС, что практически не ощущается человеком. На сегодняшний день циклический контроль и ограничение пиковой нагрузки — ​два основных метода снижения энергопотребления холодильной техники.

Системы управления освещением

Еще один действенный способ сократить потребление электричества — ​использование энергосберегающих осветительных устройств, таких как светодиоды с регулируемой яркостью.

Современные системы управления освещением регулируют яркость светильников, включают и выключают их по расписанию, обеспечивают освещение в период пиковой нагрузки. Способность подобрать нужный режим работы в каждой конкретной ситуации позволит получить идеальное освещение при минимальном энергопотреблении.

Холодильное оборудование

Супермаркеты используют разнообразные виды холодильных витрин. Это и громоздкие устройства с множеством полок, и шкафы типа «взял-и-пошел», и невысокие горизонтальные витрины... Небольшие шкафы-холодильники со стеклянной дверцей — ​это моноблочные устройства со встроенным компрессором, в то время как большие холодильные витрины подключаются к внешнему компрессорно-конденсаторному блоку.

Для быстрой заморозки свежих продуктов используют системы жидкостного охлаждения. Герметично запакованные продукты погружают в хладоноситель на спиртовой основе, имеющий температуру —35оС, в результате содержащаяся в них влага замерзает менее чем за 30 минут, а их структура не повреждается.

В отличие от устройств, замораживающих продукты мощным потоком холодного воздуха, погружные морозильники лучше сохраняют аромат, текстуру и пищевую ценность продукта, обеспечивая его свежесть в течение долгого времени.

Экология и хладагенты

По сравнению с кондиционерами воздуха и системами охлаждения на основе чиллеров, холодильное оборудование супермаркетов и продуктовых магазинов шаговой доступности отличается более значительным объемом утечек хладагента, что делает его серьезной угрозой для окружающей среды.

В настоящее время в торговом оборудовании чаще всего используются ГХФУ R22, ГФУ R404A, аммиак и диоксид углерода.

Согласно требованиям Монреальского протокола, озоноразрушающий хладагент R22 выводится из обращения.

Фреон R404А безопасен для озона, однако имеет значительный (около 3920) потенциал глобального потепления и в самом ближайшем времени также окажется под запретом.

Аммиак практически безвреден для окружающей среды, однако небезопасен при эксплуатации из-за умеренной воспламеняемости и токсичности.

В США, Японии и странах Европы ведутся исследования и разработки альтернативных фреонов. В частности, для замены R404A предлагаются хладагенты R448A и R449A. В Европе все большее распространение получает оборудование на диоксиде углерода, а также большие каскадные установки, использующие аммиак и диоксид углерода.

По мнению специалистов, в ближайшее время резонно ожидать появления новых хладагентов для каждого из имеющихся в наличии типов холодильного оборудования.

По материалам JARN