Российский рынок чиллеров в 2014 году

Динамика продаж на российском рынке чиллеров по полугодиям в МВт
График 1. Динамика продаж на российском рынке чиллеров по полугодиям в МВт. Источник: «Литвинчук Маркетинг».

После финансового кризиса 2008 года российский строительный рынок восстанавливался быстрее, чем ожидали аналитики, и в результате к концу 2011 года продажи чиллеров в России вышли на докризисный уровень и по итогам 2012 на 4,0% превысили объемы 2008. По итогам 2013 рынок продолжил рост, однако, он был незначительным, по предварительным данным около 4,4%, если считать в мощностном выражении. В первой половине 2014 года импорт чиллеров сократился на 12%. Учитывая не самые оптимистичные прогнозы на конец года, итоговое падение продаж по итогам всего года в целом может достичь 16-18% (график 1).
Если рассматривать продажи в денежном выражении (млн.USD, цены дилерские без НДС), то снижение будет еще более существенным – порядка 25-27% (график 2).

Почему образовалась такая диспропорция? Причин две, но обе лежат в ценовой плоскости. Во-первых, среди чиллеров высокой и средней мощности растет доля многокомпрессорных Scroll чиллеров, которые дешевле, чем аналогичные по мощности screw чиллера, и тем более машины типа Turbocor.

Динамика продаж на российском рынке чиллеров по полугодиям в млн.USD, цены дилерские без НДС.
График 2. Динамика продаж на российском рынке чиллеров по полугодиям в млн.USD, цены дилерские без НДС. Источник: «Литвинчук Маркетинг».

Во-вторых, в 2013 году ситуация по продаже чиллеров различных марок была сильно искажена вводом олимпийских объектов. К 2012 доля большой тройки «Carrier, Trane, York» снижалась несколько лет подряд и была равна – 27,1% в денежном выражении. В 2013 благодаря олимпийским объектам она подскочила до 34,8%, а в первом полугодии 2014 снова опустилась практически на прежний уровень – 27,4%. А продажи недорогих брендов напротив – существенно выросли.

По итогам первой половины 2014 года первое место по-прежнему занимает Carrier – около 17% рынка. На второй позиции впервые за все время существования рынка оказался Daikin, с долей в 11%. (Причем объяснить это исключительно прекращением продаж техники под брендом McQuay было бы неправильно. В 2013 совместная для Daikin и McQuay не превышала 9,1%, а в 2012 – 9,6%). Далее плотной группой идут Aermec, Rhoss, Trane, Clint, Clivet c долей от 7,1 до 5,5%. Если же считать доли производителей, то на третьей позицией с долей в 10,3% окажется KTK (марки Clint, NED, Korf).

Если рассматривать перспективы рынка в ближайшие годы, то они не выглядят оптимистичными. В 2013 году до 60% всего нежилого строительства в РФ велось на бюджетные деньги (включая объекты госкомпаний, таких как Газпром, Сбербанк и т.п.). В 2014 из-за дефицита бюджета и государство резко сократило инвестиции в строительную отрасль, а экономические санкции создали инвестиционные проблемы крупнейшим госкомпаниям. В результате в 2014 году было заложено не так много новых объектов, а серьезный объем продаж чиллеров в первой половине года во многом обусловлен тем, что доделывались объекты начатые еще в 2012-2013 годах.

Средняя мощность чиллера на российском рынке по кварталам 2009-2014.
График 3. Средняя мощность чиллера на российском рынке по кварталам 2009-2014. Источник: «Литвинчук Маркетинг».

В 2015 ожидается дальнейшее снижение продаж еще на 20-30% в денежном выражении.

При этом объем замены устаревшего оборудования очень мал. В 2000 году весь размер рынка не превышал 150-170 МВт. Поэтому на смену отработавшим свое холодильным машинам в настоящее время идет не более 10-15% оборудования, но в ближайшие годы благодаря стагнации рынка и старению парка она будет быстро нарастать.

Стоит отметить и слом еще одной тенденции. Если с конца 2010 года до середины 2013 наблюдался рост средней мощности чиллера (график 3), то с третьего квартала 2013 она пошла вниз и судя по текущим тенденциям будет падать и далее. Причина в начавшемся сокращении количества крупных объектов. Вполне логично, что в первом полугодии 2014 в денежном выражении сильнее всего упали продажи абсорбционных и центробежных машин – 27 и 48% соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Георгий Литвинчук