Стимулирование рынка тепловых насосов «воздух — вода» в Китае (Журнал «Мир климата» №86)

2012 и 2013 годы стали важными вехами в развитии китайского рынка тепловых насосов «воздух — вода», используемых в качестве водонагревателей. В 2012 году эти устройства впервые были включены в государственную программу субсидирования покупки энергосберегающего оборудования. В 2013 году эта программа завершилась и вступили в силу новые, более жесткие стандарты энергоэффективности.

Государственная политика

Вмешательство государства сыграло ключевую роль в быстром развитии сегмента тепловых насосов для нагрева воды. 1 июня 2012 года начал действовать регламент по энергоэффективности тепловых насосов «воздух — вода», согласно которому, в частности, этот вид оборудования подпадал под программу государственного субсидирования. Размер субсидии, выделяемой на покупку теплового насоса, составлял от 300 до 600 юаней. Всего в программе приняли участие 58 предприятий. По данным статистических исследований, в 2012 году государственное стимулирование способствовало росту рынка тепловых насосов для нагрева воды на 35%.

Когда программа субсидирования была завершена, Китайская ассоциация энергосбережения (CECA) и Альянс индустрии тепловых насосов Китая (CHPIA) объединили усилия местных производителей тепловых насосов, создав рабочую группу для выработки предложений, развивающих этот важный сегмент.

Государство поощряет использование тепловых насосов для нагрева воды, предоставляя субсидии по договору об электроснабжении. По условиям договора размер субсидии зависит от количества сэкономленной электроэнергии. Таким образом, стимулируется разработка все более энергоэффективных устройств.

Местные власти также стараются поощрять использование таких тепловых насосов. В частности, в Цзянсу, Шанхае и Чунцине выделяются субсидии на приобретение подобных устройств. В провинции Цзянсу тепловые насосы «воздух — вода» включены в двенадцатилетний план по энергосбережению зданий и сооружений. Власти Ханьданя, города в провинции Хэбэй, также поощряют использование этих агрегатов.

Стандарты

Долгое время в Китае не существовало каких-либо стандартов, регламентирующих разработку и производство тепловых насосов.

Лишь 1 мая 2013 года вступил в силу одобренный Министерством жилищного строительства и городского и сельского развития промышленный стандарт «Воздушный тепловой насос для охлаждения, отопления и нагрева воды».

21 июня 2013 года был опубликован документ GB 29541–2013 «Минимальные нормы энергетической эффективности и степени энергоэффективности тепловых насосов для нагрева воды», который вступил в силу 1 октября. Тепловые насосы, не удовлетворяющие требованиям документа, после 1 октября запрещено продавать на территории Китая.

10 октября 2013 года Генеральная администрация по надзору за качеством, вопросам инспекции и карантина, а также Администрация по стандартизации приняли стандарт GB/T 29780–2013 «Герметичные компрессоры для тепловых насосов для нагрева воды бытового и прочего назначения», вступивший в силу 1 мая 2014 года. В стандарте описаны технические требования и методики тестирования для компрессоров, используемых в тепловых насосах для нагрева воды.

Государственный стандарт для тепловых насосов для нагрева воды, использующих в качестве хладагента CO2 (GB/T 26181–2010), действует с 1 июня 2011 года.

В настоящее время 80% компрессоров, применяющихся в тепловых насосах для нагрева воды, разработаны специально для этого типа оборудования.

Обзор рынка

Ценовая конкуренция

Средние и малые предприятия вытесняются с рынка крупными производителями, способными в полной мере использовать преимущества крупносерийного производства и дешевой рабочей силы.

Некоторые большие компании даже могут позволить себе строительство новых фабрик и промышленных зон для скорейшего внедрения новейших технологий. При этом рост производственных мощностей позволяет им еще более снизить себестоимость продукции.

Бытовые и коммерческие водонагреватели

Общий объем китайского рынка водонагревателей на основе тепловых насосов «воздух — вода» в 2013 году оценивался в 9,5 миллиарда юаней, что больше показателя 2012 года на 41,83%. При этом доля водонагревателей для крупных объектов — 5 миллиардов юаней, или 53%, доля рынка бытовых устройств — 4,5 миллиарда юаней, или 47%.

Темп роста бытового сегмента составил около 30%, что на 7% больше, чем у сегмента коммерческих водонагревателей. По данным агентства China Market Monitor, объем розничных продаж водонагревателей всех типов составил в 2013 году 45 миллиардов юаней. Доля тепловых насосов на этом рынке еще очень мала, однако в ближайшие годы следует ожидать ее быстрого увеличения.

Водонагреватели на основе тепловых насосов «воздух — вода» все чаще устанавливаются в школах, больницах, гостиницах и на производственных предприятиях. На юге Китая их используют в качестве основного отопительного прибора. Ожидается, что спрос будет дополнительно простимулирован необходимостью замены водонагревателей, установленных 8–10 лет назад.

Лидируют в сегменте бытовых тепловых насосов для нагрева воды производители систем кондиционирования. На первом месте — компания Gree. Растет доля марок Outes и New Energy, позиционирующих себя как специализированные водонагревательные бренды. Среди производителей водонагревателей традиционных типов пока лишь A. O. Smith сумел прочно закрепиться в этом новом для себя сегменте.

В коммерческом сегменте лидирует Midea. Компания Gree нацелена на потребителей продукции премиум класса. Кроме того, относительно большая доля этого сегмента принадлежит компаниям, специализирующимся на производстве тепловых насосов.

Перспективы и потенциал

На сегодняшний день водонагреватели на основе тепловых насосов «воздух — вода» не слишком популярны в Китае. Тем не менее рыночный потенциал этих устройств огромен. Энергоэффективность тепловых насосов делает их весьма привлекательными устройствами для обеспечения горячей водой жителей многоквартирных домов и удовлетворения потребностей небольших коммерческих предприятий.

В будущем следует ожидать расширения коммерческой активности производителей тепловых насосов для нагрева воды в провинции и на селе, а также роста предложений в коммерческом и премиум сегментах.

По материалам JARN