Рост сегмента инверторных кондиционеров на фоне общего застоя на климатическом рынке (Журнал «Мир климата» №86)
На фоне общего замедления темпов роста экономики Китая в первом квартале 2014 года наблюдалось небольшое снижение спроса на кондиционеры.
Согласно данным консалтингового агентства AVC, за период с января по март объем розничных продаж бытовых кондиционеров составил 6,6 миллиона штук, что на 1,9% меньше показателей за аналогичный период прошлого года. В финансовом выражении продажи бытовых кондиционеров принесли 26,1 миллиарда юаней (около 4 миллиардов долларов США), снижение по сравнению с первым кварталом 2013 года составило 2,5%.
Стагнация на рынке вызвана целым рядом факторов.
Во-первых, в первой половине 2013 года спрос на кондиционеры был подстегнут программой государственного субсидирования покупки энергосберегающего оборудования. В мае 2013 года эта программа была завершена. Кроме того, в ожидании вступления в силу новых стандартов энергоэффективности компании освобождали склады от устаревших моделей оборудования. В 2014 году подобных явлений, стимулирующих продажи, уже не наблюдалось.
Во-вторых, традиционные периоды «пиковых» продаж — китайский Новый год и Праздник весны в 2014 году совпали, образовав вместо двух «пиков» один, что также привело к небольшому снижению по сравнению с прошлым годом.
В-третьих, негативные тенденции, наблюдающиеся в экономике Китая в целом, привели к снижению покупательной способности населения. Спрос на предметы роскоши и дорогую бытовую технику — в том числе на кондиционеры — упал.
Рынок инверторов растет
Несмотря на общий застой на рынке, продажи инверторных кондиционеров в первом квартале 2014 года заметно выросли. К концу марта на долю инверторов приходилось более 70% от общего объема продаж бытовых систем кондиционирования.
В сегменте полупромышленного оборудования заметно увеличилась доля инверторов среди устройств с тангенциальными вентиляторами, и в дальнейшем эта тенденция сохранится. Рост спроса на полупромышленные системы с тангенциальными вентиляторами обусловлен как их техническими характеристиками, так и привлекательной ценой. В сезоне 2013 года 36% продаж всех полупромышленных кондиционеров этого типа пришлись на устройства производительностью 3 л. с. стоимостью выше 11 000 юаней (1750 долларов США). Однако в последнее время набирают популярность и более дешевые модели. Все больше производителей используют снижение цены как способ привлечь покупателя.
В мегаполисах на долю устройств с тангенциальными вентиляторами приходится более 60% продаж полупромышленных кондиционеров. В провинции эта цифра составляет 28%, а на селе — всего 12%.
Увеличивается разница в цене между инверторными и неинверторными моделями
Неинверторные кондиционеры резко подешевели в первом квартале 2014 года, в то время как цены на инверторные модели продолжали стабильно расти. Завершение программы субсидирования приобретения энергосберегающего оборудования и ужесточение требований к энергоэффективности заставили производителей активно продвигать продукцию третьего класса энергоэффективности (согласно принятой в КНР системе обозначения), что привело к резкому падению цен на неинверторные кондиционеры. По данным AVC, в первом квартале 2014 года на долю неинверторных систем кондиционирования третьего класса энергоэффективности пришлись 77% всех продаж в сегменте бытовых кондиционеров и 65% — полупромышленных. Рост по сравнению с аналогичным периодом составил 51 и 37% соответственно.
Если взглянуть на продажи оборудования всех классов энергоэффективности, то цены на неинверторные модели бытовых кондиционеров за год снизились в среднем на 7,8%, полупромышленных — на 3,3%. В то же время цены на инверторные кондиционеры выросли на 1,4% в бытовом сегменте, и на 3,1% — в полупромышленном.
Продажи бытовых инверторных кондиционеров стоимостью от 2900 до 3199 юаней (465–513 долларов США) снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4%, при этом моделей дороже 3199 юаней было продано на 3% больше, чем в первом квартале 2013 года. В полупромышленном сегменте продажи инверторных систем, стоящих менее 6000 юаней (964 доллара США), сократились на 5%, в то время как продажи систем дороже 8000 юаней (1285 долларов США) выросли на те же 5%.
Во время празднования Дня труда (с 1 по 3 мая) многие компании попытались освободить свои склады от неинверторных кондиционеров, не соответствующих новым стандартам энергоэффективности, что привело к еще большему падению цен на оборудование этого типа.
Корректировка рыночной стратегии
Если говорить о тройке ведущих китайских производителей кондиционеров, то Gree в первом квартале 2014 года пережила падение бизнес-показателей на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, Midea, напротив, испытала подъем на 6,2%. Рыночная доля Haier сократилась на 6,1%.
Чтобы адаптироваться к быстроменяющейся обстановке, ведущие производители Китая вынуждены корректировать рыночную стратегию. В частности, расширять и укреплять партнерские отношения с компаниями, занимающимися розничной торговлей. В качестве примеров такого партнерства можно привести сотрудничество Gree c компанией Gome, Midea — с Suning, Haier — с Alibaba.
Другие производители также предпринимают активные действия, направленные на упрочнение положения на рынке. В начале 2014 года компания Changhong организовала ряд конференций в ключевых для внутреннего рынка городах. 20 февраля Shanghai Hitachi провела дилерский съезд в Цзянсу, 21 февраля Soyea собрала дилеров в Цзинине (провинция Шаньдун), 27 февраля компания Kelon устроила первую после реорганизации встречу с дилерами. На дилерской конференции, прошедшей 26 марта в Шанхае, Mitsubishi Electric представила планы развития на 2014 год.
Новый игрок на китайском климатическом рынке — компания Chunlan — в марте начала кампанию по продвижению своих «умных» кондиционеров, в которых использованы самые современные технологии.
Основными тенденциями на рынке кондиционеров в 2014 году стало использование интеллектуального управления, энергоэффективных инверторных приводов, новых хладагентов, усовершенствование технологий воздушной фильтрации и применение оригинальных дизайнерских решений.
Несмотря на трудности, которые пришлось испытать производителям климатического оборудования в первом квартале 2014 года, прогнозы на ближайшее будущее весьма оптимистичны.
По материалам JARN
-
Ассоциация Предприятий Индустрии Климата (АПИК)
Ассоциация Предприятий Индустрии Климата (АПИК) была создана в 1997 г. В настоящий момент АПИК объединяет около 100 профессиональных климатических компаний России.
Основная цель АПИК – совместное решение проблем российского климатического бизнеса, утверждение цивилизованных форм работы и принципов здоровой конкуренции, пропаганда передовой техники и технологий, защита интересов российских поставщиков климатической техники и услуг.
-
Выставка «МИР КЛИМАТА» — главное событие климатической индустрии
Выставка «МИР КЛИМАТА ЭКСПО» — главное событие климатической индустрии
Производители, заводы, дистрибьюторы и оптовые поставщики климатического оборудования на выставке представляют рынку новинки
кондиционирования,
отопления,
вентиляции,
промышленного холода.
Присоединяйтесь к главному событию климатической индустрии и приходите на выставку «МИР КЛИМАТА ЭКСПО».
-
Учебно-консультационный центр «УНИВЕРСИТЕТ КЛИМАТА».
Единственное учебное заведение, после которого специалисты сразу могут успешно работать в климатических компаниях.
Обучение происходит на производственной базе, оснащенная учебными стендами и климатическими установками: центральные системы кондиционирования, бытовые и полупромышленные кондиционеры, тепловое оборудование.
АПИК для профессионалов климатического рынка